Форумы Разное История Древний Мир Интересные факты военной истории Древней Греции

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #254482
    Don Quixote
    Участник

    Греки издавна жили в южной части Балканского полуострова. Затем они обосновались также на островах Эгейского моря и на Западном побережье Малой Азии. В результате так называемой «великой колонизации» появились многочисленные греческие колонии в Средиземноморье и Причерноморье. Среди рабовладельческих государств-городов (полисов) ведущее место занимали Афины – республика с демократическим управлением, опиравшаяся на развитые ремесла и торговлю, и Спарта – олигархическая республика, где основой хозяйствования служило земледелие.

    Период расцвета Древней Греции приходится на V-IV вв. до н.э. и связан с возвышением Афин, сыгравших ведущую роль в отражении военной экспансии Персии в 500-449 гг. до н.э. В греко-персидских войнах ярко проявили себя афинские полководцы Мильтиад и Фемистокол. Время наивысшего могущества Афин приходится на годы правления Перикла (443-429 гг. до н.э.). Соперничество Афин и Спарты привело к их столкновению в Пелопонесской войне 431-404 гг. до н.э., ставшей крупнейшей междоусобной войной в истории Древней Греции. С поражением в ней Афин начался период спартанской гегемонии. Конец гегемонии Спарты положила Беотийская война 378-362 гг. до н.э., в которой Фивы, возглавляемые Эпаминондом, нанесли спартанцам тяжелое поражение.

    В результате почти беспрерывной вооруженной борьбы важнейшие государства Греции – Афины, Спарта, Фивы оказались истощенными. Этим воспользовался Филипп II Македонский (отец Александра Македонского), который в битве при Херонее разгромил афинские и фиванские войска и подчинил Грецию своему влиянию. Власть Македонии над Грецией усилилась при Александре Македонском. Окончательный закат древнегреческих государств произошел в результате военной экспансии Рима.

    Ниже приводятся некоторые интересные факты из военной истории Древней Греции. На самом деле их, конечно, намного больше, но формат сайта не позволяет их все разместить. Для любознательных ниже даются ссылки на источники, в которых можно освежить свои знания по истории Древней Греции.

    В Спарте никто не имел права воспитывать детей по своему усмотрению. В семь лет мальчиков отбирали у родителей и объединяли в небольшие отряды – агелы. Грамоте их учили ровно настолько, чтобы они умели прочитать приказ и написать свое имя. Остальное воспитание сводилось к беспрекословному подчинению, умению терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.

    Воспитание это было очень суровым: в любую погоду мальчиков заставляли ходить босиком, почти не разрешали им мыться горячей водой, спали юные спартанцы все вместе на связках тростника, который они сами и ломали на берегах Еврота. Дрова и пропитание дети тоже добывали себе сами. Из юных спартанцев воспитывали не только храбрых, но и хитрых воинов: продукты им приходилось воровать, причем попавшегося беспощадно били плетью как неловкого вора и заставляли голодать.

    День в Спарте начинался с рассветом и заканчивался с заходом солнца. Спартанцы изо дня в день не занимались ничем другим, кроме военного дела. Они все с удовольствием ели черную похлебку из чечевицы и бычьей крови, а приправой к ней были, по их собственному выражению, физические упражнения, пот, голод и жажда. Говорят, что персидский царь, когда был в Греции, заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку и, попробовав, сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

    У спартанцев в обычае были сисситии (от греческого слова «ситос» – хлеб и приставки «сис», означающей совместность действия) – совместные обеды свободных спартанцев. Сисситии – это не просто обеды, это товарищества из 15-20 человек, служивших в одном военном подразделении. Так что можно сказать, что вся Спарта обедала «повзводно». Каждого нового члена принимали в замкнутый кружок сиссистов путем тайного голосования. Все члены кружка скатывали по хлебному шарику и бросали его в чашу раба, подходившего отдельно к каждому, держа чашу на голове. Сдавленный шарик означал несогласие. Даже одного такого шарика было достаточно, чтобы не принять новичка.

    Каждый сиссист должен был ежемесячно вносить в общий котел одну меру одну меру ячменя (около 2 кг на день), немного фруктов, сыра. Охотники обязательно приносили часть своей добычи. Все строго следили за тем, чтобы никто не оставил свою порцию недоеденной – это значило, что сиссист поел где-то в другом месте, сочтя общий стол недостаточно хорошим для себя.

    Краткость изложения и остроумие спартанцев вошли в поговорку. Само слово «лаконизм», означающее, как известно, краткость и четкость в выражении мысли, произошло от названия Лаконика, или Лакония, области, где находилась Спарта. Говорят, что когда один человек надоел спартанскому царю вопросами, кто лучше из спартанцев, царь ему ответил: «Тот, кто меньше всего похож на тебя».

    Односложными были и песни спартанцев. Вот, например, хор стариков начинал:
    — Когда-то мы были молоды и храбры.
    Мужчины продолжали:
    — Теперь храбры и сильны мы. Проверь, если хочешь!
    Детские голоса подхватывали:
    — А мы со временем будем храбрее всех вас!

    Как-то спартанцы спросили Ликурга:
    — Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?
    — Оставайтесь мужественными, но бедными, не будьте ни в чем богаче соседей, чтобы не возбудить у них зависти.
    Ликург ввел законы, фактически упразднившие в Лаконии богатство.

    После битвы при Платеях персы бежали из лагеря. Спартанский военачальник Павсаний зашел в шатер убитого в сражении персидского главнокомандующего Мардония и был поражен восточной роскошью. Он позвал спартанцев и сказал: «Вы можете видеть, сколь безрассудны персы, которые живут в такой роскоши и все-таки пришли к нам отнять наши жалкие крохи».

    В середине V в. до н.э. на первые роли в Афинах выдвинулся Перикл – мудрый законодатель и военный руководитель. Отдавая Народному собранию финансовый отчет о своей деятельности, он ежегодно в графу расходов включал такую запись: «Столько-то

    Талантов истрачено на нужное дело». Доверявший Периклу народ не требовал от него объяснений. Между тем за этой статьей расходов стояли суммы, которые Перикл направлял в Спарту для должностных лиц города-соперника. Этими деньгами он гасил их стремление к войне с Афинами.

    Когда война Спарты и Афин все же началась (Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э.), Перикл убеждал афинян не бояться врага: «На нашей стороне наряду с материальной силой – умственное превосходство». Между тем, наблюдая за бесконечными спорами в Народном собрании по поводу войны, он заметил: «Меня больше всего страшат наши собственные ошибки, нежели замыслы врагов».

    Яркой и противоречивой фигурой в истории Древней Греции был Алкивиад, ученик Сократа, хитроумный политик и отважный полководец. «Никто не мог сравниться с ним ни в пороках, ни в добродетелях» (Корнелий Непот).
    Однажды Алкивиад пришел к Периклу, но ему сказали: «Он обдумывает, как дать отчет афинянам». Алкивиад засмеялся: «Лучше бы он подумал, как не давать им никакого отчета».

    В период войны Афин со Спартой (Лакедемоном) Алкивиад прибыл в Аргос и стал склонять аргинян к союзу с афинянами. «Афины нас проглотят», – сказал кто-то. «Может быть, – ответил, улыбаясь, Алкивиад, – но постепенно и начиная с ног, лакедемоняне же – с головы и сразу».

    Однажды, когда афинское Народное собрание бурно аплодировало полководцу Алкивиаду, тот спросил у своего помощника, не сказал ли он какой-либо особенно большой глупости.

    Когда Алкивиада в Афинах приговорили к смерти, он сказал: «Я докажу, что я жив!» Полководец перешел на сторону Спарты и стал помогать ей в войне с Афинами.

    Его последующая судьба была не менее драматической: он бежал из Спарты к персам, которым советовал для их интересов разжигать войну между Афинами и Спартой. Затем по просьбе вернулся на родину, вновь стал военачальником, но вскоре опять оказался в опале, вновь бежал в Персию, где был убит.

    — Что лучше – храбрость или справедливость? – спросили как-то спартанского царя Агесилая.
    — Будь в нас справедливость, – отвечал он, – зачем была бы нам нужна храбрость?

    В очередной междоусобной войне – Беотийской – главным военным соперником Спарты стали Фивы. В битве при Левктрах спартанская армия Клеомброта потерпела поражение от войск фиванского полководца Эпаминонда. Лакедемоняне, дрогнувшие при Левктрах и бежавшие с поля боя, по законам Спарты должны были подвергнуться лишению всех прав. Понимая, что тогда город останется без защиты, спартанский царь Агесилай принял такое решение: «Блюсти закон, начиная с завтрашнего дня». Позорный день был забыт.

    Выдающийся древнегреческий полководец Эпаминонд происходил из фамилии фиванских царей и благодаря образованию, учебе у философов школы Платона быстро выдвинулся среди сограждан. Однажды во время обучения войск Эпаминонд поймал большую змею и, отрубив ей голову, сказал своим подчиненным: «Вы видите, что по отделении головы оставшаяся часть тела безопасна. Точно так же, если мы сокрушим главу неприятелей, то есть лакедемонян, их союзники будут беспомощны».

    Во главе хорошо обученного войска Эпаминонд смело выступил навстречу вторгшейся в Беотию армии спартанцев во главе с Клеомбротом. В сражении при Левктрах (371 г. до н.э.) Спарта и ее господство в Греции подверглись сокрушительному удару. Впервые в истории военного искусства отойдя от равномерного линейного построения войск, Эпаминонд сосредоточил большую часть войск на одном из флангов и нанес массированный удар по противнику, разрушив его боевые порядки. Это было новым словом в военном искусстве. Так были открыты принципы массирования сил и средств и сосредоточения войск на главном направлении.
    Фиванское войско и сам Эпаминонд бурно радовались победе при Левктрах. На следующий день празднество продолжилось, но Эпаминонд стал пасмурным и молчаливым. Он объяснил это так: «Я наказываю теперь себя для того, чтобы быть самим собой».

    Во время нового похода фиванского войска против Спарты в сражении при Мантинее (362 г. до н.э.) жизнь Эпаминонда оборвалась. Он проявил неосторожность, сам вступил в бой, и один лакедемонянин нанес ему удар копьем. От сильного удара оно сломалось, и железный наконечник остался в груди полководца, извлечь его означало бы мгновенную смерть. Эпаминонд спросил у соратников, окруживших его, кто побеждает в сражении? Ему сообщили, что противник оставил поле боя. «Что ж, я умираю с той честью, что никогда не был побежден», – сказал Эпаминонд и велел выдернуть остаток копья из его тела. С его смертью Фивы поспешили завершить войну подписанием мира. Сразивший Эпаминонда спартанский воин Антикрит был удостоен на родине особых почестей: он и его потомки были навсегда освобождены от уплаты налогов.

    Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) привел Грецию в зависимость, его сын Александр упрочил власть Македонии над эллинами. Однажды Александр потребовал у афинян кораблей, и те обратились к Фокиону, спрашивая у него, как быть.
    «Советую вам, – ответил тот, – или быть сильными, или дружить с сильными».

    Перед своим первым походом в Персию Александр Македонский решил спросить совета оракула и узнать удачным ли будет его начинание. Пифия не хотела ничего отвечать Александру, ссылаясь на то, что день не подходит для гадания и вопрошать богов не стоит. Тогда молодой полководец схватил жрицу и силой потащил к священному треножнику.
    — «С тобой не справиться, Александр», – произнесла женщина.
    — «Только это я и хотел услышать», – ответил тот.
    Выступая в поход, Александр раздал друзьям все свое имущество.
    — «Что же ты оставляешь себе?», – спросили друзья.
    — «Надежду», – ответил Александр.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.