Форумы Разное Серия Total War Total War: SHOGUN 2 Обзоры и рецензии на игру Total War: Shogun 2

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #254308
    Don Quixote
    Участник

    Рецензия на Total War: Shogun 2 от Absolute Games (AG)

    Регби, крикет, сёгун… Какое из слов здесь лишнее? Правильно: регби. И еще крикет. 13 июня 2000 года малоизвестная студия The Creative Assembly, до того момента честно пахавшая на благо лейбла EA Sports, выпустила свою первую стратегию, и мир в одночасье перевернулся. Shogun: Total War была не просто хитом, она заложила фундамент для популярнейшей серии. Medieval, Rome, Medieval 2, Empire — каждый раз разработчики брали новый вес. Shogun 2 прекрасно вписалась в «семейную» компанию, но знаете, что самое интересное? Сравнивая оригинал и изрядно потолстевший сиквел, понимаешь, что классика бессмертна. Формула игры за десять лет не изменилась.

    «Леса полоса
    На склоне горы, словно
    Пояс для меча»

    После Empire трудно привыкнуть к камерному характеру Shogun 2. Самураи не мечтают захватить полмира, их амбиции и стремления сосредоточены на японском архипелаге. «Сюжетные» кампании тоже остались в прошлом. Игра не разменивается по мелочам. На кону титул сёгуна — человека, который, в отличие от марионетки-императора, действительно управляет страной.

    Прежде чем снимать со стены любимую катану, необходимо решить, под каким флагом воевать. У каждого из девяти основных кланов (десяти для обладателей «расширенных» изданий) свои особенности. Шимазу славятся умелыми мечниками, Такеда — кавалерией, Ода — легкой пехотой… С нюансами географического и политического положения по традиции знакомят советники. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Например, Токугава начинает восхождение к трону, будучи вассалом.

    У жителей южных земель особые заботы. Заокеанские «варвары» готовы поделиться богатствами с теми, кто удержит морские пути под контролем. К тому же они могут продать «теппо»: европейские пушки (самодельным ракетницам и баллистам до них далеко) и аркебузы. За новейшие технологии придется заплатить не только золотом, но и душами подданных — вместе со смертоносным товаром на девственные берега прибывают христианские миссионеры. Ради военного преимущества прогрессивный даймё не прочь сменить буддистский лотос на крест. Его консервативные «коллеги» вряд ли одобрят такой шаг, да кого волнует чужое мнение? Даже закадычные приятели рано или поздно встретятся на поле брани.

    На максимальной сложности AI ведет себя агрессивно — атаки и неожиданные морские десанты (наконец-то!) не дают расслабиться. Успехи раздражают завистливых соседей, вынуждая их безо всякой причины лезть на рожон. Когда тебя ненавидит половина Японии, смех сам застревает в горле. Компьютерные генералы академиев не кончали, но чтобы задавить противника массой, много ума не надо.

    Хотя на первых порах дипломатия будет серьезным подспорьем, ведь под руку с разодетыми послами шествуют купцы. Торговые соглашения увеличивают приток капитала и открывают доступ к редким ресурсам. Для производства качественного оружия нужна сталь, древесина позволяет строить гигантские корабли-крепости, благовония пригодятся в храме, шелк — в публичном доме. Создав себе положительный имидж, попробуйте выбить разрешение на проход войск. Ну а следующая ступенька — альянс. Уровень взаимоотношений недостаточно высок? Переведите их в альковную плоскость. Знать охотно берет в жены заграничных принцесс, после чего разговаривать с даймё уже гораздо проще. Если по-хорошему никак, стоит прибегнуть к угрозам или, наоборот, предложить заложников — в случае нарушения договора их порубят на сашими.

    «Взгляд не отвести —
    Луна над горной грядой,
    Родина моя»

    Глобальная карта проработана до мельчайших деталей (в этом плане Shogun 2 схожа с Napoleon); дороги, горные массивы, поселения — здесь все продумано и имеет стратегическое значение. Игра не дает отсиживаться за неприступными стенами. Кузницы, порты, шахты, каменоломни и прочие важные объекты инфраструктуры расположены в стороне от больших городов. Отдельный пункт — сельское хозяйство. Мешок золота не заменит мешок риса; голодные бунты — последнее, что хочет видеть правитель, вернувшись из длительного похода.

    Наши основные нахлебники — гарнизоны. «Бесплатные» бойцы незаменимы при осаде, но в мирное время они тяжелым ярмом висят на шее. Чем больше этажей в тэнсюкаку2, тем выше потребление пищи. Каждый новый уровень крепости разблокирует ячейку для строительства. От обилия возможностей текут слюнки. Рынок умножает доходы, буддистский храм успокаивает верующих и привлекает загадочных воинов-монахов, школа мечников/копейщиков/лучников снабжает соответствующими войсками, тренировочный лагерь удешевляет процесс…

    Для постройки базового здания нужно лишь желание. А вот для апгрейдов необходимы отнимающие немало времени научные исследования. Игра четко разделяет военные и мирные технологии, заставляя искать баланс между двумя крайностями. Богатый клан, который на решающее сражение может выставить только толпу трусливых асигару3, так же уязвим, как и тот, что обладает обширными познаниями в ратном деле, но не располагает средствами для их практического применения. Бывают ситуации, когда меч вообще не покидает ножен. В Shogun 2 люди и города покупаются и продаются. Взятка не делает чести ни тому, кто ее предлагает, ни тому, кто берет, зато помогает избежать кровопролития.

    Эти и другие махинации проворачивают метсуке — агенты тайной полиции. Впрочем, есть праведники, над которыми деньги не властны. Странствующие монахи проповедуют полное отрешение от земных радостей и печалей. Сила слова велика — подчас одной беседы хватает, чтобы успешный чиновник перебрался из роскошного дома в хижину отшельника, а солдаты разуверились в генерале. Ниндзя-невидимок не тревожат вопросы добра и зла. Шпионаж, диверсии, убийства — арсенал их приемов разнообразен, цена доступна. Иногда требуется специалист узкого профиля. Гейша не сумеет «заморозить» армию, распахнуть крепостные ворота или поджечь сарай с припасами, зато знает сотню способов лишить жизни ослепленного страстью мужчину.

    Настоящий профессионализм приходит с опытом. Открывая ветви на дереве талантов, мы придаем развитию персонажа определенный вектор. Метсуке способен заниматься судопроизводством (его цель — очернение и, в идеале, физическое устранение неугодных граждан) или контрразведкой, следить за лояльностью военачальников или предотвращать народные волнения. То же самое с монахами и ниндзя: карьерная лестница может увести их в ту или иную сторону. Даже у генералов теперь есть выбор: один предпочтет меч, другой — хрупкую кисть поэта.

    Shogun 2 обожает ставить перед игроком дилеммы. Разрешить крестьянам свободно переезжать из деревни в город или закрепить их на земле? Приобрести оптовую партию оружия или проигнорировать выгодное предложение? Повысить социальный статус купцов или указать нуворишам их место? Такие сюрпризы добавляют изрядную порцию реализма.

    «Может быть, кости мои
    Выбелит ветер… Он в сердце
    Холодом мне дохнул»

    Частенько единственный вариант развития событий — битва. Shogun 2 следует канонам серии. Юнитов немного (различия между фракциями минимальны), и на сей раз среди них нет «близнецов». Взять, к примеру, самураев с катанами и самураев с нодати4. Первым близок наполеоновский принцип «главное — ввязаться в бой, а там видно будет», вторые требуют бережного отношения — вражеский строй сминают без труда, однако легкая броня делает их уязвимыми. Странно, что нодати не достался бонус против кавалерии, как у копья или нагинаты5. Длина оружия позволяет разрубить наездника вместе с лошадью (кстати, всадники научились спешиваться).

    А помните вечного одиночку кэнсая из оригинальной игры? В Shogun 2 такие «монстры» ходят целыми бандами. Непобедимые в ближнем бою, они пасуют перед стрелками-асигару. Пули насквозь прошивают любые доспехи, грохот и дым наносят колоссальный урон морально-психологическому состоянию. Потянуло на экзотику? К вашим услугам «женские батальоны смерти» онна-бугэйся и ниндзя. Облаченные в черное трико воины не приемлют честного боя. Их козыри — скорость и незаметность: пробрался в тыл, набросал дымовых бомб и исчез. Потери не важны. Если кто-нибудь уцелел, отряд полностью восстановится за несколько ходов.

    Особый шик — использовать «невидимок» при штурме. Японская крепость не чета европейской; в игре это лишь холм, искусственно разделенный на ярусы и обустроенный для обороны. Не нужно ни лестниц, ни осадных башен — солдаты сами залезут по пологим склонам. Два-три кольца стен (бывает и более сложная планировка) оставляют простор для маневров. Нет ничего глупее, чем сидеть на вершине и безучастно наблюдать за тем, как враг захватывает никем не охраняемые позиции. Порой вмешивается артиллерия, но ее роль невелика. Что в XVI веке, что в XXI-м — войны выигрывает пехота.

    Пока самураи азартно шинкуют друг друга, можно приблизить камеру… И попробовать понять, что же именно, черт возьми, пошло не так! Ведь на скриншотах игра выглядела на порядок лучше. Видимо, торопясь к заявленной дате, разработчики не успели управиться со всеми «украшениями». Отсутствие FSAA для DX9 и DX10 больно бьет по глазам, освещение сделано неидеально, да и некоторые текстуры не ахти. От дорогого «железа» тут мало прока — шейдеры четвертой и пятой версии в релизе включить нельзя.

    Морские баталии не помогут The Creative Assembly реабилитироваться. Смахивающие на гигантских доисторических чудовищ корабли кружатся в ленивом танце, обмениваясь стрелами и ружейными залпами. «Японцы не стремились потопить вражеские суда. Их целью был абордаж и рукопашная схватка», — объясняет встроенная энциклопедия. Историческая правда соблюдена, но после Empire играть скучновато.

    «Двадцать дней счастья
    Я пережил, когда вдруг
    Вишни зацвели»

    Хорошо хоть к многопользовательскому режиму авторы подошли ответственно и с душой. Вместо череды безликих сражений — увлекательный вояж по карте Японии. Каждая победа (а иногда и поражение — система регулярно дает сбои) присоединяет к карманной империи очередную провинцию и открывает доступ к новым типам юнитов и «перкам». Мало-помалу военачальник обрастает полезными навыками, «прокачивает» отряды, вступает в клан…

    Об этой игре можно говорить еще долго (и мы обязательно продолжим в отдельной статье, посвященной мультиплееру), но главная мысль понятна без лишних слов. Даже в нынешнем чуть незавершенном виде Shogun 2 — красивая, глубокая, стильная и безумно интересная военная стратегия.

    1 Здесь и далее стихи Мацуо Басё.
    2 Высокая центральная башня в японском замке.
    3 Бывшие крестьяне, которым выдали оружие и заставили пройти «курс молодого бойца».
    4 Двуручный меч, длина которого нередко достигала полутора метров.
    5 Внешне похожее на копье оружие с длинной рукояткой и чуть изогнутым односторонним клинком (японский аналог европейской глефы и русской совни).

    Автор: Михаил Хромов aka Xirurg

    Оценка AG 87% хорошо

    #292769
    Don Quixote
    Участник

    Искусство побеждать. Обзор Total War: Shogun 2 от PlayGround.ru

    Есть у человечества забавное хобби – резать друг дружку. Иногда без смысла, по мановению души, потому что захотелось или просто обстоятельства позволяют. Но повод все же желателен. Он придает… как бы это выразиться?.. солидности, пожалуй, любому целенаправленному истреблению себе подобных.

    В середине пятнадцатого века в Японии ослабление централизованной власти сёгуна и императора дало правящим князьям самый что ни на есть подходящий повод развязать жесточайшую гражданскую войну более чем на век. Сингоку дзидай, «эпоха воюющих королевств» — так назвали этот период – дала повод The Creative Assembly вернуться к тому, с чего она начала делать всю серию Total War.

    Путь сохи

    Так, чтобы сильно – тотально! – ничего и не поменялось. Привычная глобальная карта, где нужно управлять провинциями, развивать их, укрепляя мощь своего княжества. Правда, теперь это действительно «карта» – как будто нарисованная от руки, с названиями еще неразведанных провинций, написанными будто восточным каллиграфом. Стильно. Свежо. Но это единственное изменение, касающееся внешнего вида.

    Если заглянуть поглубже, то всплывают интересные нюансы. В то время как в предыдущих частях специализация провинций имела место быть относительно смутно и чаще обуславливалась территориальными особенностями, нежели вашим решением, то теперь стратегически важно правильно планировать место рекрутинга. Дело в том, что одна крепость способна тренировать лишь два-три типа отрядов, и эта узкая направленность акцентируется чем дальше, тем сильнее. Деньги из воздуха не падают, тратить их на улучшение додзё, расположенного через полстраны от основной линии фронта, попросту расточительно. Значит, начинаем думать не на ход-два вперед, а на десять-двадцать.

    Этому способствует также своеобразное древо развития империи. Бусидо и ки, путь воина и путь агрария. Первый укрепляет силу оружия, открывает новые подразделения и их возможности, позволяет лучше тренировать воинов. Второй влияет на производительность полей и производства, позволяет тоньше манипулировать с политикой, укрепляет тылы. Познай себя, прежде чем попытаешься познать врага. Осторожно выбирайте следующий навык, не распыляйтесь и, уверившись в своих силах, найдите себе врага и присмотритесь к нему.

    Кого нам выгоднее атаковать? Если вот этих, то с кем они враждуют, с кем у них прохладные отношения, кто союзники? Даже самый кровожадный лидер ненавязчиво вынужден будет засесть за переговоры, дабы выстроить выгодный для него внешний политический курс. Придется ублажать полезных соседей подарками, заключать с ними марьяжи, идти на уступки – это выгодно с любой стороны. Военная помощь – лишь одна сторона катаны. Любые торговые союзы многократно увеличат прибыль, и в казну, вместе с караванами, потечет весомый золотой ручеек. И вот снова… Снова разработчики, без нажима, не из-под палки, а все же заставляют заняться еще одним противным сердцу воина делом — экономикой. Но это очень важно, так что зачехлите свою жажду боя и всмотритесь в эти таблицы. Здесь тоже кипят свои бои, тут дебет прет на кредит, с засадным полком сальдо в ожидании.

    И когда соседи усмирены и пляшут под ваше кото, когда мошна набита и хочется уже умолять – «Горшочек, не вари!», — хватит. Снимайте очки, от них глаза портятся. Зажгите пламя войны, несите его врагу, сожгите его города и, стоя в чадном, жирном дыму пылающих селений, швырните все эти ненавистные бумажки, графики, квартальные отчеты туда, в огонь. Услышьте голос своего меча: меч хочет пить.

    Багровый водопой

    Пускай короли стыдливо развязывают войны, смущённо разводя руками – простите, мол, доводы кончились. Даймё не требует оправданий. Он воздевает руку, и тысячи воинов выступают в поход, чтобы месяцами маршировать, стоять в засадах, осаждать твердыни, мёрзнуть на зимних маневрах и, если повезет, вступить в бой.

    Ну наконец-то! Сомнения разорваны, как облако штормовым ветром, есть только вы и враг. Кто-то из вас останется лежать на этом поле. К оружию! Хм… К оружию…

    Экзотические названия могут поставить в тупик, но на самом деле тут все просто, даже обыденно. Все эти яри, нагинаты – (не)обычные копья. Хороши против кавалерии, малоэффективны (странным образом) против мечников. С мечами–катанами тоже полная ясность, благо это название хорошо знакомо. Каждый бой представляет почти математическую задачу: каким образом мне победить, если у меня «икс» копейщиков, «игрек» мечников, «гамма» конницы и солидная «дельта» лучников против… Придумайте условия сами. Есть еще, конечно, переменные погоды, ландшафта, морального состояния солдат и другие мелочи. Стоит учитывать также солидный множитель генерала, который сам по себе является весомой боевой единицей (с его-то телохранителями), способной не только воодушевлять и подбадривать солдат, но и, при определенном развитии, значительно поднимать их показатели. Еще до открытого столкновения можно внести определенные изменения в уравнение с помощью мацукэ, своеобразных контрразведчиков и политинформаторов, монахов-проповедников – буддийских ли, православных ли, — которые могут здорово повлиять на боевой дух войска. Но серьезнее всего, с максимальной эффективностью и пользой на этом поприще могут выступить ниндзя. Убить вражеского генерала, мацукэ, монаха? Провести диверсию? Это все к ним. То есть повлиять на бой, изменить его условия еще до начала, свести все к наиболее выгодному знаменателю можно не одним десятком способов.

    Но это все еще цифры, цифры, цифры. Опять. Была бы скука смертная, не будь битва так… кинематографична.

    Пешие воины, размахивая оружием, вопя во всю глотку, яро рубятся, падают – под ударами или уклоняясь; катаются по земле – от боли или уворачиваясь от клинка; старательно держат строй или разлетаются в стороны под натиском кавалерии. А кавалерия сеет панику, появляясь то там, то здесь, старательно рвет фланги и тылы, оставляя на своем пути трупы и лошадей без всадников, стараясь улучить момент, когда лучники останутся без прикрытия, дабы упасть на них, втоптать в грязь – прекратите, прекратите этот град из стали и огня, разящий и своих, и чужих.

    Такие картины прекрасны с высоты птичьего полета, великолепны, если чуть ниже, и порою ужасают при рассмотрении вплотную. Как обычно в Total War, анимация боя распадается на редкие поединки с потрясающей пластикой и финтами, когда солдаты почти танцуют, посрамляя красотой движений иные файтинги, и на остальное месиво. В массе своей человечки просто мнутся на ногах, без смысла крутятся, будто одетые на шпиндель, и скупыми приставными шагами кружат на ровном месте. Это единственное, что действительно портит общую картину боя. И пускай The Creative Assembly ближе остальных подобралась к тому идеалу прорисовки поведения воина в кромешной сече, даже она еще бесконечно далека от ее хотя бы приятной реализации.

    Еще озадачивает возможность форсирования вброд любой речки. Так что если вам придется оборонять замок, окруженный со всех сторон водными потоками, не обманывайтесь кажущейся легкостью битвы. Вас ждет все та же круговая оборона – перекрыть два моста, чтобы враг сотнями погибал под вашими стрелами, нанизываясь на копья грудью, не получится. Тем паче что солдатам сейчас не требуется никакого специального оснащения, чтобы попасть на стены. Бойцы просто ползут вверх, цепляясь за неровности поверхности. Иногда срываются, но чаще вполне благополучно совершают свое опасное восхождение.

    И сами ландшафты. Они удивительно пресны. Почти все поля сражений выглядят одинаково. Ну, холмик чуть в другом месте стоял, рощица была к западу, а не к югу… Бедно! Негде развернуться тактической мысли, трудно угадать, в какой местности развернется бой. Казалось, что дело началось у речки, среди скал – ан нет, при загрузке тактической карты становится видно, что будете воевать на холмистых заливных лугах. И наоборот. Это странный рандом, это дезориентирует и обескураживает.

    Зато разработчики сумели совершить почти невозможную метаморфозу морских боев – они сделали их динамичными. Весельные корабли так резво и проворно снуют вокруг друг дружки, что только успевай следить. Здесь даже чаще приходится жать паузу, дабы оценить картину боя и составить план, чем в битвах на суше. Скорость и мобильность тут – залог успеха. Чуть зевнешь – и вот он, абордаж. Такой же бедно анимированный и кривоватый, как раньше. Но если закрыть на это глаза, сражения на морях безусловно великолепны в своем драйве.

    В общем, даймё, у тебя есть все, чтобы опрокинуть любое сопротивление, привести свое царство к процветанию и стать сёгуном.

    Что, уже стали? Император склонился перед вашей доблестью и мудростью? Скучно? Все исторические сражения выиграны? Добро пожаловать в сетевую игру. Искусственный интеллект никогда не сможет так удивить своим тонким коварством или, напротив, непроходимой глупостью, как живой оппонент. А разработчики постарались сделать сетевой режим максимально интересным. Кроме банальных командных или одиночных сражений можно сбиться в клан. Это позволит выйти на глобальную карту и драться с другими кланами за территории и место в рейтинге.

    Гладка тропа войны
    Цветы сакуры устилают кровью
    Этот Путь Меча.

    Теперь, окидывая взглядом картину в целом, можно только восхищенно развести руками – мы получили даже чуть больше, чем ждали. Любой аспект игры интересен, проработан и функционален. Да, какое-то упрощение случилось с ландшафтами и штурмами. Да, войска, сшибаясь, бестолково разят воздух, как-то сразу забывая, в какой стороне противник. Это ничего, это было, мы привыкли и надеемся на лучшее. Даже если отчетливо видеть эти огрехи и брюзгливо тыкать пальцами в упрощения и недоработки, нельзя не признать, что Shogun 2 – лучшая игра серии Total War после Rome.

    Плюсы: как никогда интересно реализованная экономика и политика; неожиданно динамичные морские сражения; качественная система прокачки как государства, так и генералов.

    Минусы: бедные и однотипные тактические карты; свалка и провалы анимации во время сражений и абордажей; некоторое упрощение тактики.
    Вердикт: отличное продолжение серии. Несмотря на все минусы.

    Оценка PlayGround.ru: 9.0

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.